Что понимают под функциональной грамотностью
Данный термин ввел советский психолог и педагог А. Леонтьев. Под функциональной грамотностью он подразумевал умение правильно воспринимать и применять полученную информацию. По его мнению, основной упор нужно делать на чтение, которое является сложнейшим когнитивным процессом. При этом недостаточно уметь читать, нужно еще и понимать полученную информацию.
Ранее термин использовали в основном с целью ликвидации безграмотности. В 60-х важной целью было обучение взрослого населения основам чтения и письма для решения бытовых задач. Функциональная грамотность современного школьника трактуется шире. Она включает не только читательскую, но и математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, умение сочетать свои знания, умения, взгляды с людьми другой культуры при решении глобальных проблем.
Функционально грамотный человек умеет правильно работать с информацией – находить нужные данные, определять их правдивость и отбрасывать лишнее, проводить анализ, уметь применять на собственном опыте. При этом данный навык учителя должны помогать ребенку формировать на каждом уроке, а не только на литературе, ведь для разных сфер жизни могут понадобиться любые сведения.
Смысл функциональной грамотности заключается в выходе нашего понимания за пределы конкретного предмета или вдумчивой переработке всех знаний с целью поиска решений для конкретной задачи. Большинство учебников создавалось по другому принципу, поэтому в обычной жизни полученные навыки не всегда приносят нужный результат. Например, если вам попала в руки рекламная брошюра, то можно ее долго изучать или сконцентрировать внимание только на важной для себя информации, чтобы сразу осмыслить подходят ли такие условия.
Для чего она нужна
Международные исследования по оценке образовательных достижений учащихся показали, что примерно у пятой части школьников России функциональная грамотность не доходит до пороговых значений. Такие показатели негативно отражаются на востребованности выпускников на рынке труда и достижении ими поставленных целей в жизни.
Люди с хорошим уровнем образования, но функционально безграмотные часто становятся беспомощными и зависимыми от мнения, решений других. Они становятся неспособными самостоятельно адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, что существенно снижает качество их жизни. Многие люди с высшим образованием теряют работу только потому, что не готовы к кардинальным переменам.
По утверждению специалистов, большое количество функционально безграмотного населения дестабилизирует экономику страны и мира в целом. По этой причине к проблеме стали относиться более серьезно.
Формирование функциональной грамотности школьников, по словам педагогов, помогает детям понять, как обучение пригодится в дальнейшей жизни. С таким пониманием ребенок более увлеченно относится к урокам. У него появляется достойная мотивация к учебе.
Если брать в пример применение новых методик проведения уроков чтения, что старшие дети начинают лучше понимать смысл текста, разбираться в его глубоких нюансах. Это рождает любовь к книгам, другим источникам информации и вообще к познавательному процессу. Также исчезает множество проблемных моментов в учебе.
Развитие критического мышления помогает не просто понять данные, а сформировать их в нужную цепочку, проанализировать и принять адекватное решение. Формирование этого навыка позволит предотвратить манипулирование, которое часто встречается во взрослой жизни. У ребенка уже в школьные годы начнут формироваться правильные понятия, он не попадет под влияние других, сможет легко отличить фальшь и избежать опасности.
Анализ математических задач на функциональную грамотность помогает детям решать многие жизненные задачи. Учитель может предложить детям посмотреть дома и записать показания водяного счетчика, а затем на основании существующего тарифа определить сумму оплаты. Такой подход очень нравится школьникам, они по-другому начинают воспринимать повседневные задачи.
Благодаря современному подходу дети учатся применять школьные и другие знания в жизненных ситуациях, что существенно развивает их мышление.
Новые методики
Впервые функциональная грамотность школьников поставлена в федеральные стандарты образования России в 2010 г. По новым требованиям теперь оцениваются метапредметные результаты обучения, которые являются ее составными элементами. Разработаны различные программы и методики, но основная проблема кроется в отсутствии данного навыка у самих учителей. Многие из них получали образование, когда этот вопрос еще не рассматривался. Поэтому для педагогов остается целью выдача необходимой информации школьникам. Показать правила, возможности и необходимость ее применения могут не все.
Другой проблемой является и подача знаний в привычном формате, что не развивает коммуникационные навыки. По новым методикам педагогу рекомендуют выступать консультантом у школьников при выполнении групповых заданий. В старших классах советуют рассматривать взрослые вопросы, что позволяет детям выйти за рамки их стандартного мышления.
Начали появляться учебники, в которых всегда присутствуют задания на развитие функциональной грамотности. Они заставляют детей самостоятельно собирать нужную информацию, систематизировать и анализировать ее, искать креативные и нестандартные решения. Впоследствии им проще приводить примеры, высказывать доводы в пользу своего ответа и находить причины, которые не позволяют принимать другие варианты.
Обязательно рекомендуют подавать текст ученикам не только в стандартном варианте, но и в табличной форме, графическом виде с различными кодовыми значениями. Умение работать с такой информацией является важным навыком.
Как развить
На формирование функциональной грамотности школьников на уроках влияют следующие факторы:
применяемые в учебном заведении методики обучения;
установленные образовательные стандарты;
посещение ребенком дополнительных кружков, развивающих различные навыки;
активное участие родителей в процессе обучения;
система оценивания достижений школьников;
возможность школы регулировать учебный план на свое усмотрение.
Самым эффективным методом считается работа детей над задачей в группе или паре. У каждого школьника свое видение решения, поэтому совместные обсуждения помогают проанализировать каждый результат и выбрать наиболее оптимальный. Сюда относят различные деловые игры, создание проектов. Если групповые занятия проводить педагогу не всегда удобно, то организовать работу учащихся в паре можно всегда. К плюсам такой методики относят и развитие коммуникативного общения, ведь для достижения результата дети учатся слушать, понимать друг друга.
Формирование и оценка ФГ обучающихся