ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ.
Цели и задачи:
- формировать у воспитанников выдержку, самоконтроль, внимательность, умение правильно оценивать обстановку с прохожими, прогнозировать действия подозрительных элементов, принимать адекватное решение.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о поведении при встрече с незнакомыми людьми. Жертвами преступных посягательств дома, во дворе становятся, к сожалению, и дети, и подростки.
Примеров тому много.
11-летний Дима часто рассказывал во дворе ребятам о своем богатом дедушке, его двух гаражах, машинах, говорил, что деньги у него спрятаны в гараже. Трое подростков от 15 до 18 лет, услышав это, в августе похитили этого мальчика, требуя у родителей выкуп 5 млн. рублей. Благодаря операции РОВД, он был освобожден. Но какую моральную травму Дима получил сам, что пришлось пережить его родителям...
Вопрос: кто виноват в случившемся? Почему так произошло? Другой мальчик 12 лет Павлик подвергся тяжкому физическому насилию от 17-летнего Игоря, попав под влияние из-за того, что он соблазнился и в компании ребят покурил одну сигарету, а Игорь стал шантажировать этим Павлика, обещал рассказать родителям, если он не будет выполнять его требований, всех прихотей и домогательств. Игорь издевался над мальчиком на чердаке, искалечил его физически и морально, а потом, когда он надоел ему, заставил спрыгнуть с чердака 9-этажного дома.
Вопрос: как вы думаете, почему произошла эта трагедия? Какие ошибки допустил Павлик в своем поведении?
Отработаем ситуативную задачу. Ваша задача - внимательно прослушать ситуацию, затем на предлагаемые мной варианты ответов вы поднимаете руки, если считаете данный ответ правильным, он соответствует вашим действиям, а, если вы посчитаете, что так не следует действовать, это приведет к беде, то не поднимаете руки.
Итак, слушаем ситуацию: Ограбление квартиры в вашем присутствии. Грабитель проник в ваше жилище в то время, когда вы находились одни дома. Каковы будут ваши действия?
Варианты ответов: Выбежать на балкон и позвать на помощь (дети должны поднять руки).
Оказать сопротивление преступникам, угрожать им, оскорблять их дети не поднимают руки).
Спрятаться в каком-либо помещении (не поднимают руки).
Попытаться позвать на помощь из окна (да).
Постараться отвлечься, не обращать внимания на преступников, не замечать их (нет).
Пойти на уступки грабителя, отвечать на их вопросы относительно вещей, ценностей, отдать им их (да).
Постараться запомнить преступников, их приметы, вызвать милицию при первой возможности (да).
Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец».
А теперь проиграем ситуации - жизненные сценки. Ваша задача - прокомментировать действия участников, обосновать, насколько они были правильными.
Ситуация 1.Саша один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернутся?»
Ответ Саши: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда перезвонить?»
Ситуация 2. Витя дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Скорую помощь».
Ответ Вити: «Скажите, что случилось, по какому адресу, я все сделаю сам. Идет к телефону, вызывает «Скорую помощь».
Ситуация 3. Вы играли в футбол во дворе, вас по имени окликнула незнакомая женщина. Назвав имя матери, она сказала, что ее подруга и приехала из другого города. С вокзала позвонила маме, а она сказала, чтобы ее подождать у вас в квартире. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.
Ситуация 4. Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Сантехники, проверяем отопительную систему».
Сергей говорит: «Я ничего не знаю. Придет в 17 часов папа, тогда и приходите».
Продолжают открывать дверь ключом. Тогда Сергей быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит «102», вызывает милицию, затем бежит к окну и взывает о помощи.
Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Вы согласны с этим, ребята? Однако, все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. Но эта уверенность может оказаться обманчивой и обернуться при каких-либо обстоятельствах бедой, привести к серьезным опасностям.
ПАМЯТКА «Знай и помни!»
1. Никогда не садитесь в транспорт с незнакомыми людьми.
2. Никогда не заговаривайте с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми.
3. Не носите без необходимости и не демонстрируйте крупных сумм денег в общественных местах
4. Если на малолюдной улице появилась шумная компания (особенно молодых людей) и у вас есть подозрения, что компания эта пьяна, перейдите на другую сторону улицы или присоединитесь к группе прохожих.
5. Всегда старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступником.
6. Как бы вы не спешили, не сокращайте путь по пустырям, темным аллеям и дворам. Избегайте ходить через строительные площадки, по малолюдным и недостаточно освещенным местам.
7. Не заходите в подъезд, лифт, если там стоят подозрительные люди, особенно компании.
8. Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше, находятся в состоянии опьянения, играют в азартные игры и т. д.
9. Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам, заброшенным стройкам, свалкам.
10. Никогда не играйте в азартные игры (карты, «наперстки», «кубики», лотерею), особенно на деньги, вещи, со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.
11. Всегда ставьте в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, сообщите номер телефона, адрес, по которым вас можно найти, во сколько встретить.
12. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозащиты, иногда спасения. Кричите, свистите, зовите на помощь.
Твердо выполняйте четыре «не»! Никогда:
· ходи с незнакомцем;
· садись в машину к незнакомцу;
· играй на улице с наступлением темноты;
· заигрывайся во дворе по пути из школы.