Семь обязательных правил:
Уважайте! Доверяйте! Помогайте!
Учитесь! Благодарите! Объясняйте!
Спрашивайте!
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ
1. Информация общего характера
(Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему.)
Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.
2. Анализ развития детей за определённый период.
Личностные изменения:
- характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми);
- данные диагностики школьного и внешкольного масштаба (чем «наши» дети отличаются от других).
ВАЖНО! Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
Учебная деятельность – уровень мотивации, достижения, проблемы.
ВАЖНО! Отметить успехи и резервы (что надо откорректировать, в чём и КАК помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка! Если хвалите, то ВСЕХ – за что-нибудь.
3. Обсуждение конкретной проблемы.
(Просвещение, обучение родителей.)
В зависимости от того, что вы считаете необходимым обсудить с родителями, строится порядок работы.
Психолого-педагогическая проблема:
- выделяется существующая (возникшая) проблема;
- определяются по возможности причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
- предпринимаем попытки её теоретического разрешения (бесценен чужой опыт!), обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, приемлемость, прогнозируем возможные результаты (к чему это может привести);
- определяем участников разрешения (решения) данной проблемы, распределение ответственности между ними.
ВАЖНО! Учитель не диктует правильное решение (не поучает), а стимулирует к его поиску КОЛЛЕКТИВ родителей. (В процессе обсуждения можно сделать массу наблюдений об установках родителей, их способах влияния на ребёнка, отношении к школе, реальных потребностях в знаниях, информации и т.д.)
Методическая проблема:
- выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;
- анализируются причины затруднений (как правило, причин бывает несколько);
- совместное обсуждение: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет);
- методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.).
(Лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать её досконально.)
Пожалуйста, не употребляйте безликих фраз: «Позанимайтесь с ребёнком»! помогите родителям понять, ЧТО КОНКРЕТНО они могут сделать вместе с ним.
ВАЖНО! Использовать наглядные примеры – как надо, как правильно.
Какие необходимые ресурсы – дополнительная литература, фильмы, телепередачи, спектакли, экскурсии – всё то, что поможет ребёнку в преодолении затруднений.
4. Индивидуальные консультации с родителями.
ВАЖНО! Не превращать индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю – все стоят кругом и слушают).
Как этого избежать?
Предложить родителям интересную литературу, которую они смогли бы посмотреть, пока вы заняты.