Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 198 человек

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Дата: 19 мая 2017 в 18:24, Обновлено 19 мая 2017 в 18:29
Автор: Литош О. М.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.

  • Развитие костной системы:

     Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет школьников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям  под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

      До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

     Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.

  • Осанка:

                   Изображение

     Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:

  • Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу.
  • Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  • Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  • Плечи умеренно развернуты и слегка опущены.
  • Лопатки симметричны и не выдаются.
  • Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
  • Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый.

     При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.

Причины формирования неправильной осанки:

  • Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
  • Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
  • Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
  • Дефицит витамина D и кальция в организме.

     Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Для формирования правильной осанки вредно:

  • Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
  • Катание на самокате.
  • Поднимание тяжестей согнувшись.
  • Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
  • Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
  • Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
  • Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
  • Длительное нахождение в неподвижной позе.

         Изображение

Для формирования правильной осанки полезно:

  • Занятия плаванием.
  • Ношение предметов на голове.
  • Стойка у стены спиной.
  • Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
  • Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы, как можно меньше статических поз).
  • Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Учитель-дефектолог 

Литош Ольга Михайловна

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.