Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 198 человек

Как лучше подготовиться к экзаменам?

Дата: 14 ноября 2016 в 14:27, Обновлено 17 мая 2019 в 16:07
Автор: Бусел Е. Н.

Как лучше подготовиться к экзаменам

Как подготовиться психологически к экзамену:

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие

Если трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления

Режим дня:

Подготовка к экзаменам – 8 часов в день

Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе – 8 часов

Спи не менее 8 часов. Есть желание – сделай тихий час после обеда

Питание

Питание должно быть 3-4-х разовым, калорийным и богатым витаминами.

Употребляй:

Грецкие орехи, сухофрукты, злаки, семечки

Молочные продукты

Рыбу

Мясо

Овощи

Фрукты

Шоколад горький

Планирование

В плане на каждый день определите, что именно сегодня необходимо изучить

Определите в какое время Вы наиболее работоспособны, и в зависимости от этого, загружайте  утренние или вечерние часы

Тест «Сова» или «Жаворонок»

Вопрос №1

В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает.

Как обычно – 1 балл, на час позже – 2 балла, на 2 часа – 3 балла, на 3 часа – 4 балла, на 4 часа позже – 5 баллов.

Вопрос №2

Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели?

Не более 10 минут – 1 балл, 15 минут – 2 балла, 20-30 минут – 3 балла, 55-60 минут – 4 балла, больше часа – 5 баллов.

Вопрос №3

Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности?

Утром – 1балл, утром и днем – 2балла, утром и вечером – 3 балла, днем – 4балла, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.

Вопрос №4

На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело?

До 5 часов – 1балл, 6 часов – 2 балла, 7 часов – 3 балла, 8 часов – 4 балла, 9 часов – 5 баллов.

Вопрос №5

В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь?

До 6.30 – 1 балл, 6.30-6.50 – 2 балла, 6.50-7.00 – 3 балла, 7.00-7.10 – 4 балла, после 7.10 – 5 баллов

Вопрос №6

Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного дела. Какое время вы предпочтете?

8-10 часов – 1балл, 9-12 часов – 2 балла, 10-13 часов – 3 балла, 11-14 часов – 4 балла, 12-15 часов – 5 баллов.

Вопрос №7

Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только перед сном – 1балл, после сна и после обеда – 2 балла, в послеобеденное время – 3 балла, после обеда и перед сном – 4 балла, только после сна – 5 баллов.

Вопрос №8

Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь?

В 7 утра или раньше – 1балл,

8 часов – 2 балла, 9 часов – 3 балла, 10 часов – 4 балла, 11 часов утра или позже – 5 баллов

Теперь подсчитайте количество полученных баллов.

Меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.

16-20 баллов – умеренный «жаворонок»

(утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.

21-27 баллов –  «голубь»

(дневной тип).

Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.

28-32 балла  – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип).

Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию

Больше 32 баллов  – типичная «сова» (вечерний тип). Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня!

Условия поддержания работоспособности:

Чередовать умственный и физический труд

В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове

Так как усиливается приток крови к клеткам мозга

Минимум телевизионных передач

Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут

Что делать, если глаза устали?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Посмотри попеременно

вверх – вниз (25 секунд)

Влево – вправо (15 секунд)

УПРАЖНЕНИЕ 2

Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию

УПРАЖНЕНИЕ 3

Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

УПРАЖНЕНИЕ 4

Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону

Стимуляция познавательных способностей

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой

Развитие мелкой моторики

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты

Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону

Положите руки на колени крест – накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки

Некоторые закономерности запоминания

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение

Запоминается то, что понятно

Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу

Лучше тратить время на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение

Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА…

Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом

Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена

Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные  и немыслимые  подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться , в сущности, нечего

Перед сном хорошо совершить прогулку

Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…попался вопрос, по которому вы можете сказать совсем немного

Не впадайте в панику, а сразу начните записывать все, что слышали по этому поводу

В процессе написания вы, возможно, сможете вспомнить что-нибудь из пройденного материала

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…на полуслове забыли о чем говорили

Прежде всего, не следует "терять голову"

Сохраняйте спокойствие, хотя бы внешне

Повторите последнюю фразу, а потом попробуйте перефразировать свою мысль

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…вас не слушают

Не воспринимайте это на свой счет, просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили

Рекомендации законным представителям по подготовке к экзаменам

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь  как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
  5. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  6. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  7. Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  8. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена. Помните: главное снизить

напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие

условия для занятий.

Как готовиться и сдавать экзамены

В высшей школе студент должен прежде всего сформировать потребность в знаниях и научиться учиться, приобрести навыки самостоятельной работы, необходимые для непрерывного самосовершенствования, развития профессиональных и интеллектуальных способностей.

Кажущийся по сравнению со средней школой "свободный режим" в вузе очень обманчив. Если с первых дней студент не поймет этого и не приучит себя к ежедневной самостоятельной учебе, то пропущенное время будет потеряно безвозвратно, а предусмотренные учебным графиком домашние задания и типовые расчеты придется "брать штурмом". Опыт показывает, что это неизбежно приводит не только к снижению качества работы студента, но нередко является причиной серьезных срывов в учебе, ведущих подчас к отчислению из вуза.

Многочисленные исследования бюджета времени студентов показывают, что для овладения всеми дисциплинами, изучаемыми в течение семестра, студенту необходимо самостоятельно заниматься 4-5 часов ежедневно, кроме выходных дней.

Особенно важно выработать свой собственный, с учетом индивидуальных особенностей, стиль в работе, установить равномерный ритм на весь семестр.

Под ритмом мы понимаем ежедневную работу приблизительно в одни и те же часы, при целесообразности чередования ее с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли, самопринуждение. Однако со временем принуждение постепенно будет ослабевать, возникнет привычка и установленный режим превратится в потребность.

Правильно организованный, разумный режим работы обеспечивает высокую эффективность без существенных перегрузок.

Чем эффективнее работа в установленные часы, тем больше свободного времени останется. Приобретенные навыки и опыт самостоятельной работы окажут молодому специалисту бесценную помощь в творческой инженерной и научной деятельности.

Содержание работы на каждую неделю в значительной мере определяется графиком обязательных заданий, составляемых деканатом в начале семестра. Сроки, указанные в графике, - это как бы вехи, по которым студент может планировать свою работу. Главное - научиться сосредоточенности и целеустремленности, не бросаться бессистемно от одной дисциплины к другой. В то же время нецелесообразно весь день заниматься только одним предметом или одним видом работы, например черчением. Это нередко приводит к более быстрому утомлению. Опыт показывает, что наиболее разумно в течение дня заниматься двумя-тремя дисциплинами.

Научитесь умению сосредоточить внимание на конкретном вопросе не отвлекаясь, вдумываясь в суть изучаемых явлений и процессов.

Особенно эффективен процесс усвоения знаний, если он происходит на основе положительных эмоций, с увлечением, с повышенным интересом. В первую очередь надо научиться владеть своими эмоциями, уметь перестраивать их, воздействовать на них разумом и волей.

Чаще всего отсутствие интереса и отрицательные эмоции являются следствием неосведомленности. Целесообразно подробнее узнать об изучаемой дисциплине, ее практическом значении, истории ее возникновения, о выдающихся ученых и инженерах ее создавших. От этого лишь возрастет интерес к занятиям. А еще лучше заняться научной работой в этой области. Нужно научиться не прерывать занятий и не отвлекаться, пока читаемое не получит логического завершения (например, четко сформулированный вывод, тезис, принцип).

И еще об очень важном: о бесценном достоянии - времени. Мы часто подчеркиваем, что время ускорило свой бег. Но это ведь образное выражение; ритм времени неизменен - секунды сменяются минутами, минуты - часами. Возросла скорость процессов самой жизни; успехи науки и техники и рост образованности людей неизмеримо увеличили результативность деятельности человека. И поэтому чрезвычайно важно с наибольшей пользой для себя и общества использовать время, самые малые его промежутки.

Экономия времени способствует повышению производительности любого труда, в том числе и учебного. Сосредоточенная, упорядоченная умственная и физическая работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомительна, чем неорганизованный труд.

Много времени тратится впустую из-за неорганизованности, неаккуратности, отсутствия порядка на рабочем месте. Хорошо известно, что порядок на рабочем месте и благоприятная окружающая обстановка существенно повышают эффективность умственного труда.

На рабочем месте - столе - все, что на нем лежит, должно помогать, а не отвлекать от работы. Поэтому нужно убрать книги, не связанные с темой занятий, всякого рода предметы, фотографии, отвлекающие внимание. Но зато все, что используется во время работы, должно быть либо на столе, либо на рядом расположенных полках. Здесь должен соблюдаться порядок, все должно лежать на своем месте. Не случайно, например, библиотечные работники придерживаются правила: "Поставленная не на свое место книга - надолго потерянная книга".

Рабочая комната должна быть хорошо проветрена; целесообразно приучить себя работать всегда - в любое время года - с открытой форточкой или окном.

На эффективность работы заметное влияние оказывает освещение. Нередко молодые люди не придают этому серьезного значения. Но плохая или излишняя освещенность тетрадей и книг приводит к быстрому утомлению не только глаз, но и всего организма, и эффективность занятий резко падает.

Экзамен - одна из важнейших частей учебного процесса, имеющая огромное воспитательное значение. Конечно, успех на экзамене во многом обусловлен тем, насколько систематически и глубоко работал студент в течение семестра. Совершенно очевидно, что серьезно продумать и усвоить содержание изучаемых дисциплин за несколько дней подготовки к экзамену просто невозможно даже для очень способного студента. И, кроме того, хорошо известно, что быстро выученные на память разделы курса так же быстро забываются после сдачи экзамена.

Подготовку к экзамену следует начинать с первого дня изучения дисциплины. Как правило, на лекциях подчеркиваются наиболее важные и трудные вопросы или разделы курса, требующие внимательного изучения и обдумывания. Нужно эти вопросы выделить и обязательно постараться разобраться в них, не дожидаясь экзамена, проработать их, готовясь к практическим или лабораторным занятиям, попробовать самостоятельно решить несколько типовых задач. И если, несмотря на это, часть материала осталась неусвоенной, ни в коем случае нельзя успокаиваться, надеясь на то, что это не попадется на экзамене. Факты говорят об обратном: если те или другие вопросы курса не вошли в экзаменационный билет, преподаватель может их задать (и часто задает) в виде дополнительных вопросов.

Точно такое же отношение должно быть выработано к вопросам и задачам, перечисленным в экзаменационной программе, выдаваемой студентам еще до экзамена. Обычно эти же вопросы и аналогичные задачи содержатся в экзаменационных билетах. Не следует оставлять без внимания ни одного раздела курса; если не удалось в чем-то разобраться самому, нужно обратиться к товарищам; если и это не помогло выяснить какой-либо вопрос до конца, нужно обязательно задать этот вопрос преподавателю на предэкзаменационной консультации.

Чрезвычайно важно приучить себя к умению самостоятельно мыслить, учиться думать, понимать суть дела. Очень полезно после проработки каждого раздела восстановить в памяти содержание изученного материала, кратко записав это на листе бумаги, изобразить необходимые схемы и чертежи, наметив последовательность выводов теоремы или формулы. Если этого не сделать, то большая часть материала останется не понятой, а лишь формально заученной, и при первом же вопросе экзаменатора студент убедится в том, насколько поверхностно он усвоил материал.

На непосредственную подготовку к экзамену обычно дается три - пять дней. Этого времени достаточно только для углубления, расширения и систематизации знаний, на устранение пробелов в знании отдельных вопросов, для определения объема ответов на каждый из вопросов программы.

Работа студента во время сессии, так же как и в семестре, должна вестись планомерно и систематически. Сосредоточение и мобилизация, переключение и эмоциональная перенастройка, отдых, сон. Огромное большинство людей этому никогда не учится. Между тем, овладев перечисленными процессами вкупе с учебными навыками (работа с книгой, работа с конспектом, планирование), студент имеет все шансы избежать эмоционального стресса, истощающего нервную систему, превращающего нормальный акт контроля в "барьер отчуждения", разумное испытание - в двустороннюю пытку для студента и преподавателя.

В сессию, когда студент оказывается стопроцентным хозяином своего суточного времени, необходимость в самоуправлении достигает апогея. Попытка упорядочить свою работу (на первых порах и это нелегко) нередко заканчивается упованием на мудрую природу человека мыслящего, а практически сводится к формуле "авось вывезет". Опыт учения доказывает: обладаете ли вы отличной природной памятью или уже с детства весьма находчивы и сообразительны - так или иначе, отсутствие системы в работе приведет к существенным пробелам в знаниях, обесценит многие усилия, сведет на нет прекрасные начинания.

Иное дело - распорядок. Планируйте подготовку с точностью до часа, учитывая сразу несколько факторов: неоднородность материала и этапов его проработки (например, на заучивание у вас уходит больше времени, чем на повторение), свои индивидуальные способности, ритмы деятельности и привычки организма.

Ритм - это серьезно. Мы и наша жизнь насквозь пронизаны ритмами. Мы ритмично ходим, питаемся, спим, дышим, работаем, отдыхаем, даже болеем. Мы радуемся и грустим попеременно. С утра мы бодры, к вечеру зеваем - и так каждый день. Но немало среди нас и таких, кто пасмурен с утра, ленив, малоактивен в течение дня, зато к вечеру он разгулялся, бодр и может с отдачей трудиться хоть до рассвета. Это про них говорит немецкая поговорка: "Вечером лентяи становятся прилежными".

"Жаворонки" и "совы" - так условно подразделили психологи людей с дневным и ночным ритмами бодрствования. Будет нормальным, если студент - "сова", готовясь к экзамену, некоторую часть занятий перенесет на ночные часы, а часть сна, соответственно, на день. "Жаворонкам", которым особенно хорошо работается утром, предлагаем организовать в сутках два "утра", то есть перенести один час ночного сна на середину рабочего дня. Не требовать от себя высокой продуктивности в те часы, когда организм ее не дает, уловить и поставить себе на службу ритм своего организма - одна из составляющих успеха!

Научиться отдыхать - задача не из последних. Интенсивный труд и оптимальный отдых взаимоопределяют друг друга. Не случайно умеющих хорошо отдыхать так же мало, как и умеющих хорошо работать. Вы утомлены? Все в сторону! Необходимо отдохнуть. Занимались, сидя за столом, значит отдых - в движении. Устраивая себе физзарядку или тренировку, не переусердствуйте. Чрезмерная физическая нагрузка наряду с общим утомлением приведет к снижению тонуса интеллектуальной деятельности. Рекомендуется делать перерывы в занятиях через каждые 50-60 минут на 10 минут. После 3-4 часов умственного труда следует сделать часовой перерыв. Для сокращения времени на включение в работу целесообразно рабочие периоды делать более длительными, разделяя весь день примерно на три части - с утра до обеда, с обеда до ужина и с ужина до сна. Каждый рабочий период дня должен заканчиваться отдыхом в виде прогулки, неутомительного физического труда и т. п. Время и формы отдыха также поддаются планированию. Работая в сессионном режиме, студент имеет возможность увеличить время занятий с десяти (как требовалось в семестре) до тринадцати часов в сутки.

С чего начинать подготовку к экзаменам? С общего планирования своей деятельности в сессию. С определения объема материала, подлежащего проработке. Необходимо внимательно сверить свои конспекты с программой, чтобы убедиться, все ли разделы отражены в лекциях. Отсутствующие темы законспектировать по учебнику.

Более подробное планирование на ближайшие дни будет первым этапом подготовки к очередному экзамену. Второй этап предусматривает системное изучение материала по данному предмету с обязательной записью всех выкладок, выводов, формул. На третьем этапе - этапе закрепления - полезно чередовать углубленное повторение особенно сложных вопросов с беглым повторением всего материала.

КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

(советы педагога - психолога)

Подготовка к экзаменам

Накануне экзамена

Во время экзамена

Что делать, если...

Подготовка к экзаменам

    Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

    Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

    Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

    Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

    Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

    Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

    Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

    В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

    При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

    Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

    Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

    Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

    Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

    Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

    Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

    За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

Накануне экзамена

    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

    Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

    Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

    Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

    Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

    По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

Во время экзамена

    Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

Что делать, если..

— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

— ...вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

— ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

— ...вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;

— ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;

— ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;

— ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

— ...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

— ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.
 

    И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

ПАМЯТКА

КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДО И ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА, ЦТ

1. РЕЛАКСАЦИЯ, или КАК БЫСТРО РАССЛАБИТЬСЯ, СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ

Дыхательная релаксация

Наиболее простой способ расслабиться — это дыхание на счет. На четыре счета делается вдох, на четыре сче­та — выдох.

Мышечная релаксация

Необходимо расслабить руки — ощутить тепло рук, их мягкость.

Медитация

Положите перед собой любой предмет (ручку, часы, кольцо и т.д.). В течение определенного времени, не бо­лее трех минут, удерживайте все внимание на этом пред­мете (внимательно его рассматривайте, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли).

2. АУТОТРЕНИНГ, или ИГРЫ-ФОРМУЛЫ

Способствует гармонизации внутреннего мира учащегося, ослаблению психической напряженности. Для того чтобы формулы самовнушения были эффективными, помните о следующих правилах:

  • формулы должны иметь короткий текст из несколь­ких фраз;        
  • начало фраз: «Я верю...», «Я все могу...»; «Я убеж­ден в том, что...» и т.п.;
  • формулу повторять несколько раз (иногда до 7 раз);
  • непоколебимо верить в «магические свойства» слов;
  • проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности.

Утренние формулы

«Уверенность в себе»:

Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смогу.

«На экзамен»:

Я радостно иду на экзамен. Я все знаю. Я со всеми заданиями справлюсь.

Формулы в течение экзамена, ЦТ

«Спокойствие»:

Я спокойный и стабильный. Я уверенный в себе. Я со всем справлюсь.

Уменьшение напряженности»:

    На протяжении всего экзамена я сохраняю абсолютное са­моуправление и самообладание. 

  • «В процессе работы на экзамене»:   
  Я сохраняю выдержку и спокойствие. У меня все получается.

«Снятие волнения»:

   Мне легко, легко и свободно. Каждая клетка тела ды­шит безмятежным счастьем и уверенностью в том, что я со всем справлюсь.

«Снятие усталости»:

    Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бод­рым после экзамена. Я чувствую энергию во всем теле. У меня здоровые нервы, у меня богатырское серд­це.

    Текст формулы самовнушения может быть составлен не только заранее, но и в ситуации «здесь и теперь», органично переплетаясь с вашим состоянием и внешними условиям/

Успехов Вам!!!

Рекомендации учащимся по подготовке к экзаменам

  1. Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  2. Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.
  3. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  4. Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
  5. Чередуйте занятия и отдых: 40 минут

    занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть

    посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  1. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.

    Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.

  1. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Рекомендации педагога – психолога

о взаимодействии с тревожными детьми

  1. Поручение, которое дается учащемуся, должно соответствовать его возможностям.
  2. Повышать самооценку тревожного учащегося, с такими словами: «У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать». При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать учащегося с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами учащегося. Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  4. Желательно не ставить тревожного учащегося в ситуации соревнования, публичного выступления.
  5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы учащийся отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  6. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные учащиеся болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить учащегося, особенно в присутствии его одноклассников.
  7. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
  8. Хвалите учащегося даже за незначительный успех
  9. Стимулировать личную ответственность.
  10.  Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы учащийся выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
  11. «Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
  12. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные учащиеся болезненно реагируют на нее.

Педагог-психолог           Капитонова Н.М.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.